Политический ликбез
Занятие 1
Что такое частная собственность и ее будущее
Важнейшей, если не главной причиной победы капиталистической реставрации в СССР, его уничтожения, ликвидации социалистических завоеваний трудящихся и их нынешнего антикоммунизма является теоретическое невежество партийного руководства и официальных теоретиков в области теории марксизма. Если бы после смерти И.В.Сталина были бы предприняты усилия, в первую очередь, в проверке теорией накопившейся огромной практикой социалистического строительства, в направлении разработки теории движения по коммунистическому пути, то очень многих тяжелых ошибок удалось бы избежать. Для такой работы были все объективные условия - отсутствовали субъективные. Во главе партии и государства оказался человек не просто теоретически несостоятельный, но даже малокультурный, что абсолютно нетерпимо на посту руководителя правящей коммунистической партии.
Ликвидация теоретической безграмотности в области теории марксизма является жизненно важной проблемой сегодняшней борьбы за социалистическое возрождение России. Именно о теоретической безграмотности приходится говорить потому, что за десятилетия господства так называемого “научного коммунизма” марксизм подвергся такой деформации, что теперь приходится просто пробиваться через эту коросту к подлинным взглядам К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Кроме того, не владея методом анализа конкретных ситуаций, каковым и является теория марксизма, невозможно принимать решения со знанием дела. Что касается цели нашей борьбы, то как можно убеждать людей в ее ценности и достижимости, не имея ясного представления о том, что такое социализм и коммунизм?
Чтобы понять, куда мы зовем, надо взглянуть на сегодняшний день не с позиций прошлого, а из будущего. То есть необходимо ясно понимать, что такое коммунизм, и только тогда станет понятна сущность социализма и можно будет сделать правильный анализ сегодняшней ситуации в стране. Больше того, чтобы понять сущность коммунизма, надо взглянуть на него с позиций той эпохи, которую К.Маркс назвал “царством свободы”, которое наступит после коммунизма!
Сказать о коммунизме, что это общественный идеал, значит в сегодняшних условиях не сказать ничего. Не говоря уже о том, что это утверждение просто неверно. Коммунизм - не идеал всеобщего равенства и социальной справедливости, не общество, которое мы должны построить (К.Маркс), а реальное движение к воплощению этого идеала. Коммунизм есть движение к цели, а не сама цель! А социализм является частью этого движения, частью коммунизма в широком смысле понятия; у социализма свои специфические задачи, отличные от коммунизма в узком смысле слова.
Цель коммунизма сформулирована с полной ясностью в “Коммунистическом манифесте” - это “уничтожение частной собственности” и переход общества из “царства осознанной необходимости” в “царство свободы”, которое К.Маркс называл еще “эпохой положительного... гуманизма”. На этой ступени исчезнут не только понятия собственности, семьи, религии, государства, распределения благ (поскольку оно станет ненужным), но и понятия свободы (поскольку отсутствует несвобода), справедливости (поскольку нет несправедливости) и т.п.
Такая высшая ступень в развитии общества в теории марксизма не есть простое пожелание, не утопия, а неизбежный логический вывод из правильного понимания сущности человека, в его отличие от животного, и сущности коммунизма как процесса уничтожения частной собственности.
Чтобы быть коммунистом, необходимо находиться на высоте теории. Надо с полной ясностью представлять,
- что такое частная собственность;
- почему она должна быть уничтожена;
- в чем состоит процесс уничтожения частной собственности.
Не зная ответов на эти основополагающие вопросы, невозможно вести за собой людей. Слепой поводырь может завести ведомых только в пропасть.
Но разве сущность частной собственности не общеизвестна? Разве это не есть собственность на орудия и средства производства, позволяющая эксплуатировать наемный труд в целях извлечения и присвоения прибавочной стоимости?
Несомненно, это так. Но капиталистическая частная собственность есть ее высшая, а следовательно, не единственная форма. Не зная истории и сложной структуры частной собственности, мы не сможем осуществить многоэтапный процесс ее уничтожения.
Частная собственность может быть определена как сумма всех производственных отношений (ПО), существующих в обществе на данной ступени его развития. Но сразу же возникает вопрос о сущности производственных отношений: что они такое? Обычно их определяют через понятие способа производства: ПО есть одна из сторон способа производства (СП). Другой стороной его являются производительные силы (ПС). Но какова суть ПО? Из анализа понятия “способ производства” неизбежно следует вывод, что производственные отношения есть форма отчуждения человека от результатов его труда! Другими словами, ПО есть форма господства коллективных ПС над создавшими их людьми! Отчуждение человека есть его самоотчуждение, поскольку он сам создает вместе с другими систему производительных сил, получающих в силу стихийности, неосознанности этого процесса господство над своими создателями. Производственные отношения есть форма отчуждения Отчуждение есть господство, несвобода.
Но что конкретно есть отчуждение, как и почему оно возникает, какие этапы развития проходит?
Начальная ступень развития общества есть человеческое стадо. На этой ступени получеловек не ограничен еще никакими общественными механизмами, за исключением одного: необходимости для детей усваивать с помощью простого подражания взрослым навыков орудийной деятельности. Во всем остальном каждая особь вполне свободна и универсальна, т.е. действует всесторонне и владеет всей, пусть очень небольшой, суммой знаний и умений, которыми владеют остальные. Пребывание в стаде дает больший уровень безопасности и возможность передачи и усвоения знаний и навыков. Эту ступень можно назвать архаическим способом производства, основным производственным отношением которого является подражание. Понятие собственности на этой ступени проявляется как инстинкт охраны территории, присущий и другим видам высших животных.
Но по мере усложнения орудийной деятельности простого подражания становится недостаточно для усвоения ее навыков. Возникает необходимость обучения молодых. Обучение - процесс контролируемый и в какой-то степени принудительный, а следовательно, отчуждающий индивидуума от его свободы. Причем, в силу происшедшего уже на ступени первично-коллективного СП отделения женского труда от мужского, девочек и мальчиков учат по-разному и разному.
Чем дальше идет процесс разделения труда, тем глубже становится самоотчуждение человека, тем более частичным человеком он становится.
Таким образом, отчуждение связано с общественным разделением труда. А сущность этого явления не сводится к появлению все новых орудий труда и профессий, хотя и это важно, а главным образом разделение труда есть отделение умственного труда от физического. Труда управляющих от труда управляемых.
Смена способов производства, последовательно и закономерно следующих друг за другом, это и есть процесс наслоения отчуждения, этапы отчуждения человека от его родовой сущности. Кстати, родовую сущность человека глубоко определил еще гениальнейший философ древности Платон: человек - это существо, способное заниматься поисками истины, утверждением блага и сотворением красоты. И он должен быть, в конце концов, освобожден от всего прочего.
Производственные отношения каждого способа производства есть господствующая на данной ступени основная форма отчуждения. Но победа нового СП, замена господствовавших ПО на более соответствующие уровню развития ПС, означает, что предыдущая форма отчуждения становится подчиненным хозяйственным укладом, используется ОПО победившего СП в качестве инструмента и даже совершенствуется в этом качестве! Так товарно-денежные отношения, бывшие ОПО на предыдущей ступени развития, доводятся до немыслимого совершенства лишь при господстве капитала как ОПО капиталистического СП.
Итак, ступени развития частной собственности суть ступени, этапы развития отчуждения. Например, все отношения частной собственности имеют своей основой личную собственность семьи как экономической производственной ячейки общества:
- насилие (Азиатский СП) есть способ отнять чужую личную собственность; закон (как ОПО рабовладельческого СП) есть способ регламентировать насилие, превратив его из неупорядоченного грабежа в общественную производительную силу. Право ( в форме вассалитета - феодальный СП) есть способ урегулировать противоречивые отношения собственников-феодалов, присваивающих результаты труда крепостных; товарно-денежные отношения ( эпоха разложения феодализма, которая сама есть отдельный СП) есть способ обменять деньги на право (выкупиться на свободу у помещика, купить баронский титул и т.п.). Наконец, капитал есть способ с помощью денег получить большие деньги, присваивая себе неоплаченный труд наемных рабочих - их личную собственность!
Капитал как высшая форма частной собственности содержит в себе все предыдущие слои частной собственности. Поэтому уничтожение капитала есть не конец эпохи отчуждения, а только ее начало. Сначала революционный класс упраздняет капитал лишь в качестве ОПО, сохраняя частную собственность как подчиненный экономический уклад (ни о каком равенстве частной собственности с коллективной и государственной не может быть и речи!). Затем наступит очередь следующих слоев частной собственности - одного за другим. Этот процесс снятия слоев частной собственности - слоев отчуждения и есть коммунизм.
Мы ответили на два вопроса: что такое частная собственность и почему ее нужно уничтожить. Еще раз: частная собственность есть развивающаяся, многослойная форма отчуждения человека от его человеческой сущности (сумма всех производственных отношений). В этом (в необходимости избавиться от отчуждения, калечащего человека физически и духовно) и заключается причина необходимости покончить с частной собственностью.
В чем состоит сущность уничтожения ЧС, как должен быть организован этот процесс - в следующей статье.
Занятие 2
Ступени движения общества по коммунистическому пути
(этапы "непосредственного перехода к социализму и коммунизму" В.Ленин).
Краткое содержание занятия 1
В годы Советской власти мы привычно говорили о ходе строительства социализма и коммунизма в СССР, а сегодня рассуждаем о необходимости для России вернуться на этот путь. Между тем, сам термин “строительство социализма” не совсем точен. Неточность эта возникла из неадекватного К.Марксу понимания сущности коммунизма. По Марксу, коммунизм не есть общественный идеал, к которому мы должны стремиться, не общество, которое мы должны построить, а переходная эпоха, движение из “царства естественной необходимости” (ЦЕН), обнимающего всю предысторию человечества (период варварства и дикости и период цивилизации, включая капитализм) в “царство свободы” (ЦС). Сам же период коммунизма, по К.Марксу, является “царством осознанной необходимости” (ЦОН), то есть эпохой направляемого, а не стихийного развития.
Одной из главных мыслей первого занятия была как раз мысль, что поскольку движение по коммунистическому (социалистическому) пути невозможно без глубоко разработанной теории этого движения, то главной причиной краха социализма в СССР является полное отсутствие современной теории коммунистического развития. Нельзя осуществлять “непосредственный переход к социализму” (Ленин) методом проб и ошибок, о чем первым сказал Ю.В.Андропов. Стоит заметить, что модные попытки выбросить за борт весь марксизм и предложить вместо него нечто новенькое столь же плодотворны, как попытка создать совершенно новую химию, не основанную на периодическом законе Менделеева.
Основная часть первого занятия посвящена была ответу на вопросы, что такое частная собственность.
Второй, сегодня крайне болезненный вопрос, ответ на который был дан в самом кратком изложении, это почему частная собственность должна быть уничтожена.
Частная собственность, если оставаться на почве марксизма, является суммой всех производственных отношений общества. Частная собственность есть форма самоотчуждения человека от результатов его труда. Конкретной формой частной собственности на каждой ступени развития в “ЦЕН” является ОПО господствующего СП. Капитал как самовозрастающая стоимость есть высшая форма частной собственности. Поскольку история общества в “царстве естественной необходимости” в научной абстракции предстает перед нами как цепочка способов производства, каждый из которых имеет свое ОПО, то на каждой ступени общество многоукладно. ОПО господствующего СП использует в качестве своих инструментов ПО предыдущих СП (в виде экономических укладов). Кроме того, в порах ОПО неизбежно возникают и развиваются ячейки, элементы, частицы всех будущих ступеней развития, вплоть до самых высших. Это и есть источник саморазвития общества в “ЦЕН”. Такова истинная сущность многоукладности, теория которой, заметим, была создана В.И.Лениным в начале 900-х гг. и лежит в основе всех его гениальных открытий в теории марксизма.
Ответ на вопрос, почему должна быть уничтожена частная собственность, заключен в определении ее сущности: она есть форма отчуждения человека от его человеческой сущности, калечащая каждого человека как физически, так и духовно. Поэтому или люди, объединившись и вооружившись теорией уничтожения частной собственности, покончат с ней, либо она покончит с человечеством - третьего пути не существует.
К сожалению, в текст первой статьи вкрались досадные ошибки и неточности. В первом абзаце в 11 строке следует читать “практики”. В третьей колонке начиная со слов “архаическим способом производства...” и до точки следует читать: “...основным производственным отношением которого является выработанный с помощью инстинкта подражания стереотип поведения (обычай)”.
К.Маркс высказал мысль, что снятие отчуждения должно пройти тот же путь, что и само отчуждение, начиная с верхнего слоя, то есть с капитала. Поскольку отчуждение есть форма частной собственности, то снятие (уничтожение) отчуждения и есть процесс снятия (уничтожения) частной собственности.
Многоукладность, о которой так много говорят, сегодня сводится даже в статьях многих марксистов к возможности сосуществования государственного и частнокапиталистического экономических укладов и их равноправию. Это плоское понимание многоукладности, о чем уже было сказано. Что касается “равноправия форм собственности”, то его просто не может быть. Мы видим в России (СНГ и бывших соцстранах), что частнокапиталистический уклад стремится уничтожить государственный любыми путями, прежде всего противозаконными. Иначе не может быть, поскольку политическая власть принадлежит крупному капиталу, еще не сытому и не ощущающему прочности своих позиций.
Но в случае перехода власти в руки трудящихся, они закономерно будут вынуждены вернуть основные средства производства в общенародную (в форме государственной) собственность, лишая частных лиц права владения этим видом собственности. О каком равноправии может идти речь? Что касается концессий иностранного капитала или даже его собственности на отдельные предприятия тяжелой промышленности в России, то, во-первых, они погоды не сделают, а во-вторых, государство должно сохранять за собой право выкупа, когда сочтет это нужным, пусть и с учетом интересов владельцев.
20 или 30 процентов частной собственности (предприятия легкой, пищевой промышленности, сферы обслуживания, торговли, инновационные фирмы и т.п.) будут также находиться под защитой государства трудящихся от рэкета, как гангстерского, так и чиновничьего, но параллельно государство будет создавать конкурирующие с частными фирмы коллективных форм собственности, пользующиеся приоритетной поддержкой государства.
Подлинная многоукладность есть результат длительного процесса развития общества. Просто обозначим слои отчуждения, которые в снятом виде содержатся внутри капитала - это еще два стоимостных уклада: товарно-денежные отношения (ТДО) и право (как производственное отношение, а не система юридических законов). И задачей “цельного”, “полного” (В.Ленин) социализма как раз и является последовательное уничтожение этих трех слоев. То есть полный социализм, после достижения которого он начинает развиваться на собственной основе, является эпохой уничтожения экономики. Одно за другим снимаются отношения распределения, затем обмена и, наконец, производственное потребление. Параллельно снимается наемный труд, затем общественно-полезный (товаропроизводящий) труд и, наконец, труд производительный (производящий потребительные стоимости для самого производства).
Капитал сначала упраздняется в качестве ОПО (лишается политической власти), но остается как экономический уклад, как форма собственности. На второй ступени оказываются снятыми в качестве формы собственности деньги, а на третьей - право. Происходит замена отношений между людьми отношениями между вещами, т.е. вытеснение человека из сферы производства в качестве источника физической и умственной энергии. На месте экономики целенаправленно формируется цельный народно-хозяйственный механизм (НХМ), громадное отличие которого от существовавшего в СССР заключается как раз в том, что отношения между людьми (бюрократический, управленческий аппарат) заменены отношениями между вещами - автоматической системой управления и производства.
Это экономическая, базисная, сторона движения по социалистическому пути (“непосредственного перехода к социализму”). Изменения в надстройке будут выражаться (иначе движение станет невозможным) во все более широком, стремящемся к поголовному, привлечении взрослого населения к управлению жизнью общества, в нарастании усилий общества в сфере здравоохранения, культуры, образования и воспитания. Что касается науки, то она во все большей мере уже сегодня становится производительной силой, и без вложения огромных средств в развитие фундаментальной науки, невозможно никакое развитие.
Только при достижении ступени полного социализма получит воплощение социалистический принцип труда и распределения - “каждый по способности, каждому по труду”. Ибо мерой труда окончательно станет время труда или его напряженность.
После достижения полного социализма (после исчерпания третьей ступени) в качестве противостоящих отчужденных отношений, подлежащих снятию, выступят организационно-информационные связи. Социализм начнет развиваться на собственной основе. На этом пути в три этапа буду сняты отношения регламентации, государственного принуждения и имущественные. Место цельного НХМ к концу эпохи (назовем ее эпохой развитого социализма) займет целенаправленно сформированный производственный организм (ПО), по отношению к которому человек будет осуществлять лишь надзор, устранение сбоев и внесение необходимых изменений. Станет возможным коммунистический принцип труда и распределения: “каждый по способности, каждому по потребности”, что означает вступление в эпоху коммунизма в узком смысле слова (смотри “Критику Готской программы” К.Маркса).. Только на этом этапе господствующей станет общественная собственность, поскольку производственный организм не может быть использован по частям - в интересах отдельных лиц или групп.
Основным занятием всех членов общества станет не производственная деятельность, а увлечения, занятия по интересам: поиски истины (наука), забота о людях (медицина, обучение, воспитание, приготовление пищи, разработка новых моделей одежды и т.п.), и художественное творчество. Именно увлеченность своим делом, которое не предполагает никакого вознаграждения со стороны общества, кроме признания, уважения и создания всех условий, огромный творческий потенциал, воспитанная с раннего детства самодисциплина и чувство ответственности за общество сделают возможным распределение по потребности, имея в виду, что люди не равны друг другу: у них объективно разная мера потребления, но это именно мера, то есть тот разумный предел, дальше которого начинается причинение вреда самому себе и окружающим, чего нормальный член общества допустить не сможет.
Эпоха коммунизма в узком смысле слова также должна объективно преодолеть три ступени развития: будут сняты отчужденные (то есть регулирующие жизнь общества) отношения родства (семья), ритуализации жизни, стереотипность поведения (обычай).
На место производственного организма будет к концу эпохи коммунизма сформирована вторая, искусственная природа, в жизнь которой человек перестанет вмешиваться, полностью освободив себя (на Земле!) для чисто человеческих видов деятельности. Отношения с техноприродой станут непосредственными, прямыми для каждого члена общества (как у себя в саду в урожайный год: вот яблоко на ветке - срывай и ешь, если хочется).
Общество вступит в эпоху ПОСЛЕ КОММУНИЗМА, в предсказанное К.Марксом “царство свободы”.
Литература к занятиям:
К.Маркс . Экономико-философские рукописи 1844 года; Критика Готской программы; Тезисы о Фейербахе
К.Маркс и Ф,Энгельс. Немецкая идеология, гл.1. , “Коммунистический манифест”.
Ф.Энгельс. Принципы коммунизма. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Анти-Дюринг. Письма о историческом материализме 90-х годов.
В.И.Ленин. Что делать?
С.Платонов. После коммунизма. 1989 г. “Молодая гвардия”, М.
Подготовил Л. Сорников